ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ!
В Российской Федерации ст.5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее 273-ФЗ) гарантировано право каждого ребенка на образование. В целях реализации данного права органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления должны создаваться необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии со ст. 44 273–ФЗ именно родителям (законным представителям) принадлежит право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность. В соответствии со ст. 17 273 – ФЗ обучение ребенка может осуществляться как в образовательной организации, так и вне организации (семейное образование либо самообразование). Обучение в образовательной организации может осуществляться в очной, очно – заочной или в заочной форме.
Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (далее 323-ФЗ) установлено, что дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (ст.7). Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств, а также гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний (ст.5).
В связи с этим, если у Вашего ребенка имеются определенные ограничения по здоровью и ребенок нуждается в создании определенных условий по охране здоровья, проведения специальных манипуляции, реабилитации, даже если для этого требуется помощь других лиц, не спешите отказываться от обучения в образовательной организации в условиях инклюзии.
- Внимательно изучите рекомендации психолого – медико – педагогической комиссии (далее - ПМПК), какая форма обучения рекомендована. Если не рекомендовано обучение на дому, можете смело обращаться в образовательную организацию, чтобы реализовать право ребенка на образование.
- Если ребенку установлена инвалидность, внимательно ознакомьтесь с индивидуальной программой реабилитации (абилитации) (выдается службой медико – социальной экспертизы после освидетельствования и направляется в уполномоченные органы для исполнения в помощь Вам) (далее - ИПРА). Помните, что ответственные уполномоченные органы обязаны обеспечивать реализацию мероприятий, обозначенных в ИПРА, главное заявить право (Ваше и ребенка) на это.
- Обратитесь к руководителю образовательной организации с заявлением о приеме ребенка на обучение.
- Предоставьте сведения о здоровье (заполните анкету, приложите копии документов – справку ПМПК, справку об инвалидности, справку от лечащего врача, заключение врачебной комиссии и пр.). Помните, что это Ваше право, а не обязанность, но это в интересах ребенка, чтобы руководитель образовательной организации и преподаватели знали, как оказать содействие в организации обучения Вашего ребенка, какие дополнительные условия для его обучения при имеющихся ограничениях по здоровью необходимо создать, чему нужно дополнительно научить педагогов и других сотрудников в связи с имеющимися рисками заболевания, чтобы помощь оказывалась своевременно. Чем больше про Вашего ребенка и рисках по здоровью (что может произойти во время учебного процесса) будет знать руководитель образовательной организации, классный руководитель, другие педагоги и сотрудники образовательной организации, тем меньше рисков и тем в большей безопасности будет ребенок.