1.1.В сфере развития физической культуры и спорта, а также реализации молодежной политики на территории муниципального образования «Чердаклинский район» осуществляются мероприятия, направленные на создание условий для граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, обеспеченности спортивной инфраструктурой, повышения уровня обеспеченности населения плоскостными сооружениями, увеличение доли граждан, выполнивших нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) от общей численности населения, принявшего участие в сдаче нормативов ГТО, а также самореализации молодежи, в том числе развитие социальной инфраструктуры, а также на развитие добровольчества (волонтерства) посредством расширения возможностей для самореализации граждан, повышения роли добровольчества (волонтерства) в общественном развитии, формирования и распространения добровольческих (волонтерских) практик.
1.2. По итогам 2023 года доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в муниципальном образовании «Чердаклинский район» достигла 74,15% населения района. Численность жителей, ведущих активную физкультурно-спортивную жизнь, в Чердаклинском районе составила 27210 человек.
1.3. В районе развивается более 35 различных видов спорта, из них 6 являются базовыми, в том числе футбол, хоккей, хоккей с мячом, баскетбол, волейбол, теннис. Ежегодно проводится до 500 районных спортивных соревнований. В Чердаклинском районе организованы и проведены на высоком уровне значимые мероприятия: «Лыжня России», Всероссийская акция «10000 шагов», «Всемирный день велосипедиста», «54-я традиционная районная легкоатлетическая эстафета», посвященная 79-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне», «Кросс Нации», Фестивали ВФСК ГТО.
1.4. В районе действует Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Многопрофильная Чердаклинская спортивная школа» имени Гвардии Рядового П.К.Минеева, где воспитанники получают дополнительное образование по разным спортивным дисциплинам: бадминтон, волейбол, кудо, настольный теннис, мини-футбол.
1.5. Общее количество спортивных сооружений в 2024 году составляет 90,46% исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта.
1.6. В целях привлечения к систематическим занятиям физической культурой и спортом всех возрастных групп населения по состоянию на конец 2023 года проводили работу по оказанию услуг в сфере физической культуры и спорта, тем самым обеспечив достижение высокой доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом:
1) Детей и молодёжи в возрасте от 3-29 лет -79 %;
2) Граждан среднего возраста (женщины в возрасте от 30 до 54 лет, мужчины в возрасте от 30 до 59 лет)-81%;
3) Граждан в возрасте от 55 лет (женщины) и от 60 лет (мужчины) до 79 лет включительно-50 %.
1.7. Несмотря на высокий потенциал развития сферы физической культуры и спорта, сохраняется ряд проблем, требующих решения:
1) граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, сохраняется недостаточный уровень вовлеченности населения старшего возраста (женщины в возрасте от 55 до 79 лет, мужчины в возрасте от 60 до 79 лет);
2) Отмечается необходимость продолжения целенаправленной работы по приведению объектов спорта в нормативное состояние, в частности повышения уровня шаговой доступности объектов спорта, доступности указанных объектов для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
1.8. Важными аспектами развития в сфере физической культуры и спорта являются:
1) Повышения уровня требований к увеличению продолжительности социально и экономически активной жизни с учётом старения населения и низкой вовлеченности в занятия физической культурой и спортом всех возрастных групп;
2) Развитие спортивной инфраструктуры и укрепление материально-технической базы спортивных объектов;
3) Подготовка спортсменов к соревнованиям различного уровня, подготовка спортивного резерва из числа перспективных спортсменов муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области.
1.9. К основным рискам реализации муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта, и реализации молодёжной политики на территории муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области (далее-муниципальная программа) относятся финансовые риски, связанные с возможным отсутствием необходимого финансового обеспечения мероприятий из различных источников финансирования.
1.10. Важнейшими условиями успешной реализации муниципальной программы является эффективный мониторинг выполнения намеченных мероприятий, принятие оперативных мер по корректировке результатов и показателей муниципальной программы.
1.11. Реализация муниципальной программы позволит привлечь к систематическим занятиям физической культурой и спортом и приобщить к здоровому образу жизни не менее 77 процентов населения района, что в конечном счёте положительно скажется на улучшении качества жизни населения Чердаклинского района.
1.12. В реализации молодежной политики на территории муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области отмечаются:
1) увеличение доли молодежи, участвующей в деятельности общественных объединений, в общей численности молодежи;
2) увеличение доли молодежи, задействованной в мероприятиях, направленных на привлечение молодых людей к участию в творческой деятельности, в общей численности молодежи в 2 раза;
3) доведение численности граждан муниципального образования «Чердаклинский район», вовлеченных центрами (сообществами, объединениями) поддержки добровольчества (волонтерства), созданными на базе образовательных организаций, некоммерческих организаций, государственных и муниципальных учреждений, к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности, до 5 тыс. человек.
1.13. Основными проблемами в сфере реализации молодежной политики на территории Чердаклинского района являются:
1) отсутствие комплексной системы выявления и продвижения инициативной и талантливой молодежи;
2) недостаточный уровень интереса молодежи к участию в общественно-политической жизни общества.
Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики
Оценка текущего состояния в сфере развития физической культуры и спорта
Описание приоритетов и целей социально-экономического развития
1) вовлечение граждан, прежде всего детей и молодежи, в регулярные занятия физической культурой и массовым спортом;
2) повышение уровня физической подготовленности граждан, проживающих на территории муниципального образования «Чердаклинский район»;
3) развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом, как в образовательных организациях, так и по месту жительства;
4) развитие просветительской деятельности в отношении молодежи, разработка и внедрение инновационных образовательных и воспитательных технологий, а также создание условий для самообразования молодежи;
5) развитие форм взаимодействия общественных объединений с молодежью;
6) повышение эффективности использования информационной инфраструктуры в интересах гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи.
2.2. Стратегической целью социально-экономического развития в сфере развития физической культуры и спорта, и реализации молодежной политики муниципального образования «Чердаклинский район», является создание условий, обеспечивающих гражданам возможность систематически заниматься физической культурой и спортом, а также возможностей для успешной социализации, самореализации молодежи.
Сведения о взаимосвязи муниципальной программы с национальными целями развития Российской Федерации
Описание задач государственного управления, осуществляемого органами публичной власти
1) создание для всех категорий групп населения условий для занятий физической культурой и спортом;
2) увеличение обеспеченности граждан, проживающих на территории муниципального образования «Чердаклинский район», спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта;
3) создание условий для эффективной самореализации молодежи;
4) комплексное и эффективное развитие и реализация потенциала молодежи;
5) создание условий для развития и поддержки добровольчества (волонтерства).
4.2. Способами эффективного решения указанных задач являются:
1) повышение доступности спортивной инфраструктуры, в том числе инфраструктуры массового спорта;
2) создание эффективной системы физического воспитания населения, проживающего на территории муниципального образования «Чердаклинский район»;
3) создание условий для достижения спортсменами, проживающими на территории муниципального образования «Чердаклинский район», высоких результатов на всероссийских спортивных соревнованиях.
4) стимулирование деятельности молодежных общественных объединений в муниципальном образовании «Чердаклинский район».
5) условий для поддержки и продвижения талантливой молодежи;
6) стимулирование участия молодежи в подготовке и реализации инновационных проектов;
7) развитие социальной инфраструктуры для молодежи в муниципальном образовании «Чердаклинский район».
4.3. Муниципальной программой предусмотрено предоставление:
1. субсидии из областного бюджета Ульяновской области бюджетам муниципальных районов (городских округов) Ульяновской области в целях со финансирования расходных обязательств, связанных с реализацией мероприятий по созданию объектов спорта, в том числе на основании концессионных соглашений, в том числе приобретение оборудования и благоустройство прилегающей территории, в рамках реализации государственной программы, с учетом конкретных потребностей муниципальных районов (городских округов) Ульяновской области в развитии спортивной инфраструктуры;
2. субсидии из областного бюджета Ульяновской области бюджетам муниципальных районов и городских округов Ульяновской области в целях со финансирования расходных обязательств, связанных с реализацией мероприятий по обеспечению государственной поддержки организаций, входящих в систему спортивной подготовки;
3. субсидии из областного бюджета Ульяновской области бюджетам муниципальных районов и городских округов Ульяновской области в целях со финансирования расходных обязательств, связанных с реализацией мероприятий по приобретению спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций дополнительного образования со специальным наименованием "спортивная школа", использующих в своем наименовании слово "олимпийский" или образованные на его основе слова или словосочетания, в нормативное состояние;
4. субсидии из областного бюджета Ульяновской области бюджетам муниципальных районов (городских округов) Ульяновской области в целях со финансирования расходных обязательств, связанных с реализацией мероприятий регионального проекта "Спорт - норма жизни" по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием;
5. субсидии из областного бюджета Ульяновской области бюджетам муниципальных районов (городских округов) Ульяновской области в целях со финансирования расходных обязательств, связанных с реализацией мероприятий по закупке и монтажу оборудования для создания "умных" спортивных площадок на территории Ульяновской области в ходе исполнения регионального проекта "Бизнес-спринт (Я выбираю спорт)".
6.субсидии из областного бюджета Ульяновской области областной организации Общероссийской общественной организации "Российский Союз Молодежи" в целях финансового обеспечения затрат в связи с оказанием содействия в расширении масштабов работы с молодежью на территории Ульяновской области;
7.субсидии из областного бюджета Ульяновской области автономной некоммерческой организации по развитию добровольчества и благотворительности "Счастливый регион" в целях финансового обеспечения затрат, связанных с разработкой и реализацией социально значимых проектов, направленных на развитие добровольчества (волонтерства) и благотворительности и поддержку молодежных добровольческих (волонтерских) организаций на территории Ульяновской области;
8.субсидии из областного бюджета Ульяновской области региональному отделению Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи "Движение первых" Ульяновской области в целях обеспечения затрат по формированию материально-технической базы, необходимой для осуществления его деятельности.
Правила предоставления указанных субсидий из областного бюджета Ульяновской области устанавливаются Правительством Ульяновской области.
Координатор программы
Отдел социального развития управления по социальному развитию администрации муниципального образования «Чердаклинский район»