Вопросы, связанные с обеспечением правопорядка и безопасности жизнедеятельности, входят в десятку наиболее приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации и Ульяновской области.
Для стабилизации криминогенной обстановки на территории Ульяновской области необходимо проводить планомерную работу, направленную на профилактику правонарушений, противодействие злоупотреблению наркотиками, а также их незаконному обороту, обеспечение безопасности жизнедеятельности.
В результате проводимых мероприятий удалось достичь значительных результатов. Так, в период с 2020 по 2022 год количество зарегистрированных преступлений уменьшилось на 4,5%, количество преступлений, совершаемых на улицах и в других общественных местах, - на 31,4%, количество преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения, - на 20,1%, количество преступлений, совершаемых ранее судимыми лицами, - на 2,7%.
С целью сохранения достигнутых результатов, а также для дальнейшей стабилизации криминогенной обстановки необходимо реализовать на территории Ульяновской области мероприятия, предусмотренные государственной программой Ульяновской области "Обеспечение правопорядка и безопасности жизнедеятельности на территории Ульяновской области" (далее - государственная программа), что позволит снизить количество преступлений, темпы роста алкоголизации и наркотизации населения Ульяновской области, организовать максимально эффективное взаимодействие оперативных служб при реагировании на поступающие от населения вызовы в результате развития системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" (далее - Система-112).
В настоящее время на территории Ульяновской области сохраняются следующие проблемы:
высокий уровень алкоголизации и наркотизации населения;
наличие резонансных преступлений, совершаемых несовершеннолетними и в отношении их;
наличие в регионе факторов риска террористических проявлений, которые могут привести к существенному осложнению общественно-политической ситуации, сбою в работе важнейших объектов жизнеобеспечения населения и транспортной инфраструктуры региона;
высокий уровень рецидивной преступности, связанный с расположением в Ульяновской области ряда исправительных колоний и проблемами социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.
Необходимость подготовки Программы и последующей ее реализации вызвана тем, что современная ситуация в сфере борьбы правонарушений, терроризмом и экстремизмом в Российской Федерации остается напряженной. Сегодня, когда террористы практически лишены возможности осуществлять подрывные действия силами крупных вооруженных формирований, их деятельность организуется по принципу нанесения точечных ударов по жизненно важным объектам и местам со значительным скоплениям людей на всей территории России. Наиболее остро встает проблема обеспечения антитеррористической защищенности объектов социальной сферы. Уровень материально-технического оснащения учреждений образования, культуры и здравоохранения характеризуется достаточно высокой степенью уязвимости в диверсионно-террористическом отношении. Характерными недостатками по обеспечению безопасности на ряде объектов социальной сферы, образования, здравоохранения, культуры являются: отсутствие систем оповещения, видеонаблюдения, металлических дверей и надежного ограждения.
Имеют место недостаточные знания и отсутствие навыков обучающихся, посетителей и работников правилам поведения в чрезвычайных ситуациях, вызванных проявлениями терроризма и экстремизма.
Многонациональный состав жителей муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области требует постоянного воспитания толерантного отношения друг к другу. Терроризм, экстремизм и иные виды преступности оказывают негативное влияние на все сферы общественной жизни, состояние правопорядка, личной и общественной безопасности граждан. Их проявления могут вызвать социальную напряженность, повлечь затраты населения, организаций и учреждений на ликвидацию прямого и косвенного ущерба от преступных деяний.
Системный подход к мерам, направленным на предупреждение, выявление, устранение причин и условий, способствующих терроризму, экстремизму и иных видов преступности является одним из важнейших условий улучшения социально - экономической ситуации в муниципальном образовании «Чердаклинский район» Ульяновской области. Для реализации такого подхода необходима муниципальная программа по профилактике терроризма, экстремизма, предусматривающая максимальное использование потенциала местного самоуправления и других субъектов в сфере профилактики правонарушений.
Требуется создать систему профилактики, на всех уровнях исполнительной власти – от муниципального района до субъекта в целом, обеспечить взаимодействие органов исполнительной власти области и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти на указанном направлении, организовать внедрение качественно новых форм и методов работы, требующих дополнительного финансирования из бюджета муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области.
Комплексные меры по профилактике правонарушений, терроризма и экстремизма
Оценка текущего состояния сферы обеспечения правопорядка и безопасности жизнедеятельности
Описание приоритетов и целей социально-экономического развития
В Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23.11.2020 N 733 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года", стратегическими целями определены сокращение незаконного оборота и доступности наркотиков для их незаконного потребления, а также снижение тяжести последствий незаконного потребления наркотиков.
В Российской Федерации сформированы система управления гражданской обороной и группировка сил гражданской обороны, состоящая из спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подразделений Государственной противопожарной службы, аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, а также специальных формирований, создаваемых на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны.
Органы управления гражданской обороной и силы гражданской обороны выполняют задачи по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях.
Человеческий фактор остается одной из основных причин крупных техногенных аварий и пожаров. Высокий уровень аварийности сохраняется в таких важнейших отраслях экономики, как транспорт, энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство.
Масштабы прямого ущерба от пожаров свидетельствуют о тяжести их последствий для экономики страны.
Масштабы возникающих и прогнозируемых чрезвычайных ситуаций, применение новых форм и методов ведения военных действий создают предпосылки для количественного и качественного отставания материально-технической базы сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций от уровня материально-технического обеспечения, необходимого для решения новых задач по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения.
Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, определены основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации, цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации.
Деятельность органов государственной власти по противодействию терроризму предполагает реализацию мероприятий, направленных на предупреждение терроризма, в том числе выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), а также антитеррористическую защищенность мест массового пребывания людей, препятствующую совершению террористических актов.
Сведения о взаимосвязи муниципальной программы с национальными целями развития Российской Федерации
Описание задач
Объем бюджетных ассигнований из бюджета муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области на реализацию муниципальной программы утверждается решением Совета депутатов муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области на соответствующий финансовый год и плановый период. Мероприятия и объемы финансирования муниципальной программы подлежат уточнению в соответствии с утверждаемыми параметрами бюджета муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области.
Координатор программы
Отдел по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и взаимодействию с правоохранительными органами администрации муниципального образования «Чердаклинский район»